Зима прошла, а значит, пора вновь «переобувать» автомобиль. Но старый комплект уже порядком изношен — и нужно покупать свежие летние шины. С учётом ассортимента сегодняшнего рынка задача непростая, но выполнимая. Придётся брать во внимание много факторов — условия эксплуатации, стиль езды, определить бюджет, наконец. Рассказываем, какие они — лучшие летние шины для легковых автомобилей.
Какими бывают летние шины
хорошие летние шины можно разделить на несколько типов или групп.
Спортивные. Покрышки, которые создаются для динамичной езды и быстрых автомобилей. И необязательно для спорткаров или топовых версий седанов, но и для мощных кроссоверов. Спортивные шины отличаются жёстким протектором и низким профилем боковины. За счёт этого они лучше других цепляются за сухой асфальт, наделяя машину более острыми реакциями и уменьшая тормозной путь. Однако такие покрышки обычно проигрывают в комфорте, в сцеплении на мокром или грязном покрытии и оказываются беспомощными даже на лёгком бездорожье. И цена у них, как правило, выше, чем у остальных.
Дождевые. При создании такого типа шин производители сознательно жертвуют сцеплением на сухом асфальте ради улучшения характеристик на мокром. Их протектор мягче, чем у спортивных, на нём больше канавок для отвода воды. Такие покрышки лучше спортивных держат машину во время дождя, уменьшают тормозной путь и активнее сопротивляются аквапланированию. Впрочем, когда дорога высыхает, они тоже работают хорошо, но при этом могут изнашиваться быстрее.
Комфортные. При разработке таких шин инженеры стараются добиться лучшей мягкости хода и снизить дорожный шум. Оно и неудивительно, ведь это именно тот параметр, по которому мы часто выбираем резину. Увы, эти факторы требуют немалых жертв — такая покрышка может неплохо работать в дождь, но на сухом асфальте автомобиль будет хуже слушаться руля и тормозить. Кроме того, комфортные шины интенсивнее изнашиваются и боятся ям, потому что комфорт обеспечивают более мягкая резина и более тонкие боковины.
Усиленные. Шины, которые подойдут тем, кто много ездит с большой нагрузкой и/или по плохому асфальту. У таких покрышек усиленный каркас и больше слоёв корда на боковинах. Расплачиваться за выносливость приходится комфортом — автомобиль, обутый в усиленные шины, будет жёстче и шумнее на ходу. А ещё немного медленнее и прожорливее, потому что такие покрышки весят больше обычных.
Экономичные (экологичные). Шины, главное качество которых — пониженное сопротивление качению. Что, в свою очередь, позволяет экономить топливо и делает автомобиль в целом более экологичным, поэтому автопроизводители любят оснащать такими покрышками гибриды и электромобили. Чтобы снизить сопротивление, шины делают из более жёсткой резины. Это попутно повышает их износостойкость, зато ухудшает сцепление с дорогой и комфорт.
Внедорожные. Шины, предназначенные для кроссоверов и внедорожников. Они лучше всех остальных работают на бездорожье, заметно повышая проходимость автомобиля. Но это худшие шины для асфальта — на твёрдом покрытии они быстрее изнашиваются, сильно шумят и увеличивают расход топлива из-за повышенного сопротивления качению. А главное — сцепление с асфальтом у них неважное, машина хуже слушается руля и тормозит.
Универсальные. Пожалуй, самый распространённый вид покрышек. При их создании шинники стараются найти компромисс между противоречивыми требованиями к шине: сделать так, чтобы она неплохо работала и на сухом, и на влажном асфальте, могла справиться хотя бы с лёгким бездорожьем, не сильно шумела и не слишком быстро изнашивалась. Крайнее проявление подобной универсальности — «всесезонные» шины, которые компании предлагают и как альтернативу зимним. Но из прошлых материалов вы помните, что такая замена оправдана лишь там, где снег бывает от случая к случаю и быстро тает.
Понятно, что сравнение универсальных шин по каждому из параметров проигрывает более специализированным. Однако для тех, кто не обладает мощным автомобилем и ездит по разнообразным дорогам, они могут стать самыми комфортными летними шинами. Кроме того, именно они, скорее всего, будут самыми привлекательными по цене.
Какого вида шины нужны именно вам
Как вы поняли из вышеизложенной классификации, идеальных летних шин с наилучшими параметрами и по приемлемой цене просто не существует. Ответ на вопрос о том, какая резина лучше на лето — это всегда компромисс. Прежде всего потому, что большинство водителей сталкиваются с самыми разными дорожными условиями. Зависит он и от автомобиля, который надо «обуть».
Если у вас спорткар или другая машина с очень мощным двигателем, ей нужны спортивные или дождевые шины — в зависимости от того, хотите вы больше драйва на сухом асфальте или максимум безопасности на сыром. Ну и от того, какой климат преобладает там, где вы живёте.
Внедорожник с рамой, понижающим рядом и блокировками? Ему прописаны соответствующие шины, и остаётся определиться только со степенью их «внедорожности» — об этом расскажем чуть ниже. Конечно, если автомобиль используется по прямому назначению, а не просто чтобы обозначить мужественность его владельца…
Для компактных хэтчбеков, семейных седанов или минивэнов, большую часть жизни проводящих в городе и пригородах, хорошо подойдут комфортные, экономичные или универсальные шины. А если вы озабочены прежде всего безопасностью, поищите дождевые покрышки.
С многочисленными кроссоверами вариантов больше всего — в зависимости от «среды обитания» конкретного экземпляра стоит выбрать и соответствующие ей покрышки. Кому-то больше подойдут чисто асфальтовые варианты (дождевые, комфортные, экономичные) — их вполне хватит, чтобы забраться на бордюр или проехать к даче по плотному грейдеру. Для плохих, но всё-таки дорог можно купить усиленные (хотя кроссоверные шины обычно и так делают более крепкими, чем легковые) или универсальные. А с внедорожными покрышками иной кроссовер мало уступает по проходимости настоящим «джипам». Наконец, мощные версии таких машин производители уже давно оснащают кросс-версиями спортивных шин — ведь они, как правило, вообще не покидают асфальт.
И чтобы покупка не обманула ожиданий, важно иметь в виду не только мощность и формат автомобиля, но и собственные приоритеты, а также манеру езды. Какие параметры для вас окажутся важнее: отточенная управляемость и устойчивость в поворотах либо ездовой комфорт и экономия топлива, риск пробить покрышку в яме и повредить диск либо безупречная внешность спортивного автомобиля? Только ответив на эти вопросы, вы сможете выбрать летние шины, которые подойдут именно вам.
Как определить тип летней покрышки
Увы, на боковинах летних шин обычно не написано, к какому подвиду они относятся. Разбираться с достоинствами и недостатками конкретной модели придётся самостоятельно. Как минимум, почитав соответствующий обзор летних шин.
Можно, конечно, обратиться к продавцу, но это не самый надёжный источник информации — зачастую консультанты в магазинах, особенно не специализирующихся на шинах, посредственно разбираются в этом вопросе. Или имеют свой интерес и план по продажам. Поэтому лучше заранее изучить описания и характеристики разных моделей на сайтах шинных компаний, а также почитать специализированные тесты.
Наконец, опытному автовладельцу многое может сказать и внешний вид шины. У спортивных шин протектор обычно разделен узкими канавками на относительно крупные блоки. За счёт этого покрышка менее податлива при боковых нагрузках и лучше держит автомобиль в поворотах. Кроме того, часто производители добавляют к имени модели слово Sport или индекс HP, который расшифровывается как High Performance.
Для дождевых шин, наоборот, характерны глубокие продольные канавки в сочетании с поперечными или диагональными, которые образуют на протекторе подобие «ёлочки», эффективно отводящей воду из пятна контакта. Такие покрышки часто делают направленными — на их боковинах указывается направление вращения, при котором они лучше справляются со своими обязанностями.
Несложно отличить от остальных типов и внедорожные покрышки — по более крупным «шашкам» протектора, разделённым широкими канавками и заходящим на боковины. У универсальных шин, особенно для кроссоверов, разделение протектора на блоки не столь сильно выражено, но, как правило, он испещрён продольными и поперечными канавками разной ширины.
Усиленные модели шин внешне часто не отличаются от обычных, имеют тот же рисунок протектора. Зато их можно узнать по буквам XL на боковинах или по индексу нагрузки — при той же размерности у усиленной покрышки он будет выше. Сложнее всего опознать комфортные и экономичные шины — эти качества достигаются прежде всего за счёт специальных резиновых смесей и внутренней конструкции покрышек. Косвенными признаками могут служить фирменные названия моделей (например, Michelin в линейке экономичных шин использует слово Energy, а Goodyear – слово Efficient).
Однако показатели шума и топливной экономичности с 2012 года производителей шин обязали указывать на специальном стикере, который наклеивается на новую покрышку. Экономичность иллюстрирует диаграмма с литерами от А до G, где первая буква алфавита соответствует минимальному сопротивлению качению. Внешний шум от шины указывают в децибелах, но проще понять, насколько она тихая, по иконке с «динамиком» — чем меньше на ней полосок, тем лучше.
Что означают надписи на боковинах шин
Боковину выбираемой шины стоит изучить внимательно — там ведь указаны не только её марка и модель. Мы писали, что означает маркировка на автомобильных шинах, но давайте повторим наиболее важные моменты. Про дату выпуска и обозначение XL уже упоминалось, но среди выдавленных на резине букв и символов есть и другая полезная информация.
Например, можно узнать индекс износостойкости шины, обозначенный словом Treadwear. Чем выше цифра после него, тем медленнее, в теории, должна уменьшаться глубина протектора покрышки. И, соответственно, тем больше километров можно проехать на такой покрышке.
Очень важная надпись — Run Flat. Если она имеется, такая шина допускает движение после её прокола — пусть на ограниченное расстояние и с небольшой скоростью, однако этого должно хватить, чтобы доехать до сервиса. Вместо этих двух слов некоторые шинные компании также используют собственные аббревиатуры: RF, RFT, SSR, ZP и другие — увидев что-то подобное, уточните у продавца их значение. Помимо очевидного достоинства у шин Run Flat есть и недостатки. Во-первых, они дороже обычных. А во-вторых, проигрывают им в комфорте из-за более жёсткой боковины. Поэтому Ran Flat стоит устанавливать только на машины, в которых не предусмотрено запасное колесо.
Но главное, что всегда выбито на боковине каждой шины, — это её размерность, индекс нагрузки и скорости.
Какой размерности летние шины вам нужны
Типоразмер — основной параметр любой шины. Его определяют три геометрических показателя: диаметр, ширина и высота (профиль). Например, маркировка 215/55 R18 означает:
- 215 – ширина покрышки в мм;
- 55 – высота профиля в процентах от ширины (215 х 0,55 = 118 мм);
- R – радиальная конструкция. В случае отсутствия буквы покрышка диагональная, что сегодня большая редкость;
- 18 – посадочный диаметр диска (в дюймах), на который устанавливается покрышка.
В инструкции по эксплуатации каждого автомобиля указаны рекомендуемые для него размеры шин. Кроме того, табличку с этой информацией у современных моделей можно найти на стойке проёма водительской двери или на внутренней стороне лючка бензобака. Там же указывается и рекомендованное давление.
И при ответе на вопрос, какие шины лучше на лето, нужно ориентироваться именно на эти размеры. Не только потому, что с другими шинами нельзя будет пройти техосмотр. Или они просто не встанут на автомобиль — будут задевать за кузов при повороте или на ямах. Размерность шин определяется конструкцией самой машины, её весом, размерами и настройками шасси.
Например, выбор заведомо более широких шин увеличит предельные возможности автомобиля в поворотах за счёт лучшего сцепления с сухим асфальтом. Но на лужах такие шины могут «всплыть» при меньшей скорости, чем стандартные. А ещё способны сделать автомобиль более чувствительным к мелким неровностям, когда он начинает рыскать из-за колеи, прокатанной на дороге. Наконец, такие шины из-за своего веса и размеров снижают ресурс подвески.
Шины с профилем выше рекомендуемого ухудшают управляемость — руль становится «ватным», а реакции автомобиля на его поворот менее чёткими. В аварийных ситуациях высокопрофильные покрышки охотнее разбортируются. А низкопрофильная авторезина в свою очередь существенно снижает ездовой комфорт, делая автомобиль излишне жёстким, что в итоге опять же негативно влияет на ресурс подвески. Да и пробить такую покрышку на асфальте российских дорог, изобилующем ямами, проще.
Однако в небольших пределах выбор размера шин у автовладельца есть — производитель машины, как правило, указывает на той табличке несколько типоразмеров колёс. И здесь снова нужно определиться с собственными приоритетами. На больших колёсах машина лучше управляется и круче выглядит, но теряет в комфорте и динамике, потому что двигателю тяжелее их раскручивать. Более узкие и высокопрофильные покрышки будут тише и мягче, но обутая в них машина хуже тормозит и реагирует на руль. Зато такие шины дешевле и меньше боятся ям.
Кроме типоразмера на выбор летних шин влияют ещё два параметра — индексы нагрузки и скорости. Первый в условных единицах показывает, на какую массу автомобиля рассчитана шина. Впрочем, учить таблицу индексов нагрузки необязательно. Во-первых, он продублирован на боковине значениями в привычных нам килограммах — ищите надпись мелким шрифтом и, умножив найденную цифру на четыре, сравните с полной массой машины. Во-вторых, автопроизводители и сами подбирают размеры шин так, чтобы они с запасом могли нести нужную нагрузку.
А вот в индексах скорости, которые обозначаются латинскими буквами, стоит разобраться. Они показывают, на какой максимальный темп движения рассчитана покрышка — и если у вас быстрый автомобиль, то и шины для него нужны соответствующие. Причём шинники часто делают одну модель шины с разными вариантами индекса скорости. Какой предпочесть, если все они выше ваших собственных скоростных ограничений?
Более «быстрые» покрышки будут жёстче остальных и из-за этого менее комфортными. А ещё — более дорогими, пусть и не намного. Однако, возможно, они при этом окажутся более прочными и долговечными, за счёт более твёрдой резины или лишних слоёв корда. Что важнее лично для вас — решать только вам.
Какие шины нужны внедорожнику
Несколько особняком стоят внедорожные шины. У них специфичная область применения, и они в свою очередь делятся на собственные подгруппы. К какой из них относится внедорожная покрышка, можно определить по паре букв на боковине.
- HT (H/T) — Half Terrain. Шины с такой маркировкой внешне похожи на универсальные (или всесезонные) с относительно мелко нарезанным протектором. Они предназначены для внедорожников, которые в основном эксплуатируются на асфальте, но с такими шинами можно преодолеть и лёгкое бездорожье — проехать по каменистой дороге или грунтовке.
- АТ (A/T) — All Terrain. Передвигаться на таких покрышках по асфальту ещё можно, но шум, расход топлива и износ резины при этом будут заметно выше. А тормозной путь — длиннее. Зато на бездорожье обутый в All Terrain джип уже способен на многое, особенно в опытных руках. Эти шины среди внедорожных считаются наиболее универсальными. И выбор таких моделей самый широкий.
- MT (M/T) — Mud Terrain. Шины для серьёзного бездорожья, с протектором, разделённым на отдельные блоки широкими канавками. Такие покрышки отлично работают в грязи и не боятся острых камней — за счёт усиленного каркаса и толстого слоя резины. По той же причине они заметно тяжелее покрышек HT и AT, и передвигаться на них по асфальту ещё менее комфортно — шумно, медленно и с большим расходом топлива.
- XT (MXT) — (Mud) Extreme Terrain. Шины для экстремального бездорожья, фактически не предназначенные для езды по ровным дорогам. Двигаться с большой скоростью на них некомфортно и небезопасно, зато они помогут проехать там, где на других покрышках внедорожник скорее всего застрянет. Используются в основном для внедорожных соревнований или трофи.
Где покупать летние шины
Перед началом сезона штабеля новых покрышек можно встретить в самых разнообразных местах — от рынка под открытым небом до гипермаркета в центре города. Где же лучше сравнить, выбрать и купить нужную шину?
Наиболее комфортным вариантом того, где выбрать летнюю резину станет один из специализированных шинных центров. Там и консультанты грамотные, и машину сразу можно переобуть. А если шина вдруг окажется с браком, например, её будет сложно отбалансировать, то в таком центре её тут же и (обычно) без вопросов заменят на качественную. Минусом подобного варианта будут более высокие цены. Кроме того, многие такие центры работают только с определёнными шинными брендами, поэтому с маркой лучше определиться заранее.
Сэкономить приличную сумму (в расчёте на комплект) может покупка в интернет-магазине. У них обычно самая низкая цена, а оборот большой — если обратиться к крупному продавцу. Наконец выбор покрышек в интернете максимальный — вы без проблем найдёте любую актуальную модель и размерность. Вопрос шиномонтажа, скорее всего, придётся решать самостоятельно, а вот доставку вам новых покрышек, если покупать комплект, магазин может организовать и бесплатно или за небольшую доплату.
Искать шины на рынке или в супермаркете не советуем. В первом случае нельзя гарантировать, что они нужным образом хранились, да и с браком, случись что, разбираться будет сложнее. А в универсальном магазине имеется очень скудный выбор моделей — и то, если вам нужны покрышки какой-то популярной размерности. Более редких видов шин там не найти. Единственный плюс покупки в большом магазине — акции и распродажи, на которых иногда можно подобрать интересный вариант.
Итак, совсем коротко
- – Новые летние шины лучше всего взять весной, когда в магазинах уже появились новые модели, но ещё не возник ажиотажный спрос, повышающий цены на них.
- – Летние шины бывают разными. При кажущейся схожести они различаются по своим свойствам, которые диктует характер эксплуатации. Есть спортивные, комфортные, усиленные или экономичные шины, со сниженным сопротивлением качению. Особняком стоят покрышки для внедорожников, которые тоже различаются по своему предназначению.
- – Летние шины — какие лучше? Их выбор — это всегда компромисс, в котором приходится сводить друг с другом множество факторов и параметров. В том числе персональную манеру езды и дороги, на которых эксплуатируется автомобиль.
- – Выбор летней резины зависит от размерности, допускаемой производителем автомобиля. Среди разрешённых также стоит выбрать ту, которая больше подходит под ваши приоритеты в комфорте, управляемости, прочности и так далее.
- – Приобретать шины лучше в специализированных центрах с максимальным сервисом или в крупных интернет-магазинах, где самый широкий ассортимент, большие склады и низкие цены.