Зимой на широте Москвы автомобиль эксплуатируется в более суровых, а порой экстремальных условиях, нежели летом. Риск аварий и возникновения неисправностей существенно вырастает. Чтобы не попасть в неприятное положение, опытные водители, как говорится, готовят свои любимые «сани» с осени.
Отрицательных факторов в зимний период предостаточно — морозы, оттепели, лёд на дорогах и сугробы на обочинах, химреагенты, короткий световой день. Комплекс подготовительных мер, под техническим названием сезонное ТО, способен не только сделать эксплуатацию автомобиля комфортнее, безопаснее и продлит срок его службы, но и убережёт от ущерба. А теперь по порядку, на что стоит обратить внимание в первую очередь.
Шины
Первостепенная задача, естественно — замена летних шин на зимние. Профессионалы рекомендуют «переобувать» автомобиль, не доводя до крайности – гололёда. Из теории: при падении температуры окружающего воздуха ниже +7 градусов, летняя резина начинает терять эластичность и сцепные свойства, особенно на мокром асфальте. Особенно в ситуации неожиданного похолодания, этот вопрос становится критичным для вашей личной безопасности и безопасности окружающих.
Состав для зимних шин эластичнее и рассчитан на эксплуатацию при пониженных температурах. Выбор шин с шипами или нешипованные, — это вопрос условий поездок. Общие рекомендации общеизвестны: шипованная резина необходима на дорогах стабильно покрытых льдом и снегом за городом, а нешипованная для городских поездок , где улицы хорошо и тщательно чистят.
Главное правило: все четыре шины должны быть одинаковыми. С разными шинами машина будет непредсказуемо вести себя на скользком покрытии.
Стёкла
Обычная проблема момент зимой — обзорность окон автомобиля. Утренние и вечерние поездки проходят в темноте, в условиях намерзания грязного снега. От этого снижается удобство управления и безопасность управления автомобилем. А обеспечивают её правильная «незамерзайка» и исправные стеклоочистители.
Трещины на лобовом стекле портят щётки, и оставляют разводы. Такое спекло лучше своевременно заменить.
Неправильно работающий стекла — ещё один фактор, ухудшающий видимость. В холодную погоду стекло не только обмерзает снаружи, но что хуже, запотевает внутри из-за конденсата. Стоит проверить систему вентиляции — из-за старого салонного фильтра стёкла могут запотевать и обмерзать.
Стеклоочистители
Лето с изношенными «дворниками» ещё можно пережить — особенно там, где дожди нечасты. Но зимой, в снегопад или на грязной дороге, ездить с ними небезопасно. За пеленой перед глазами можно не заметить яму, препятствие или пешехода. Тем более что на морозе материал, из которого изготовлены щётки, становится ещё более жёстким и работает неэффективно. При осенней замене «дворников» можно поставить их зимнюю разновидность — такие щётки меньше обмерзают и не теряют подвижности.
Стеклоомыватель тоже должен быть исправен, а первые холода не должны застать вас с водой в бачке — иначе придётся размораживать систему в тёплом гараже или при помощи специальной химии. Если «летняя» жидкость никак не хочет заканчиваться, можно её не сливать, а просто разбавить концентратом «незамерзайки» — первые несильные морозы получившаяся смесь переживёт.
Светотехника
Быть видимым в темноте не менее важно, чем видеть самому. Замена неработающих ламп — аксиома. К тому же осень — лучшее время для полировки постаревших фар или замены выгоревшего «ксенона». Со временем стёкла фар покрываются царапинами и мутнеют, а светосила ламп слабеет. И зимней ночью недостаток света может привести к неприятным последствиям.
Кузов
Зимой, в условиях повышенной влажности и из-за дорожных реагентов резко активизируются процессы коррозии. Антикоррозийная обработка в российских условиях полезна любому автомобилю — и сделать её лучше сразу после покупки. Однако обновить защиту перед тяжёлым сезоном тоже лишним не будет.
В первую очередь внимания требуют сколы ЛКП: не защищённые краской фрагменты рано или поздно начнут ржаветь. Их надо обработать средством от ржавчины или закрасить. Само ЛКП тоже стоит натереть полиролью или другим защитным покрытием. А нижнюю часть кузова можно обезопасить от летящих с дороги камней и песка антигравийным составом или специальной защитной плёнкой.
Важный пункт подготовки кузова к зиме — обработка силиконовой смазкой дверных уплотнителей. В противном случае после оттепели или неудачной мойки они могут примёрзнуть — двери и окна перестанут открываться. То же самое стоит сделать с дверными замками, особенно личинками ключей. Наверняка вы встречали несчастных, вынужденных нагревать ключ зажигалкой или «отливать» замки кипятком? Или пытающихся на АЗС открыть замёрзшую горловину бензобака?
Для профилактики можно использовать смазывающие аэрозоли-размораживатели с выраженным влаговытесняющим действием. Одной обработки хватит на весь сезон. Но если личинка всё-таки замерзла — тот же препарат может вернуть ей подвижность. Действует быстро и эффективно.
Электрика
Зимой значительно возрастает нагрузка на аккумуляторную батарею. Чтобы не оказаться морозным утром с «мёртвым» двигателем, перед наступлением холодов стоит проверить состояние аккумулятора. Замерить напряжение, убедиться в достаточном количестве электролита, осмотреть провода и клеммы на предмет окисления — в критической ситуации контакт на них может пропасть вовсе.
Откровенно слабый и быстро «выдыхающийся» аккумулятор лучше сменить на новый, предварительно выявив причины его разрядки. Это может быть не только неисправность генератора, но и повреждение проводки или не отключающийся потребитель тока. Всё это способно привести в негодность и новый аккумулятор.
Выбирая новый аккумулятор, обращайте внимание на его размеры, ёмкость и расположение клемм: разные производители применяют батареи с прямой или обратной полярностью.
Двигатель
Одно из главных условий безотказной работы мотора — своевременная замена масла и масляного фильтра. На морозе масло густеет и хуже смазывает узлы и детали, что влечёт их повышенный износ. Не стоит усугублять проблему уже старым маслом — лучше залить свежее и по максимальному уровню.
Если производитель автомобиля допускает использование масел разной вязкости, зимой лучше использовать состав с минимальными цифрами стандарта SAE. Например, из масел 5W30, 5W40 и 0W30 стоит выбрать последнее — оно не так сильно густеет на морозе.
Проверьте уровень и других технологических жидкостей — в холодную погоду их недостаток может обернуться дорогостоящими поломками. Например, антифриз не только охлаждает двигатель, но и греет салон автомобиля зимой. На машине с неработающей «печкой» далеко уехать не получится. Охлаждающую жидкость обычно положено менять раз в несколько лет, но если она стала грязной, или вы летом разбавляли её водой (и теперь на сильном холоде она может замёрзнуть), лучше не тянуть с этим до весны. Попутно осмотрите компоненты системы охлаждения — подтеканий или потрескавшихся шлангов быть не должно. Всё это может лопнуть и потечь в самый неподходящий момент.
Багажник
Если зиму ваш автомобиль не планирует провести в гараже, а будет регулярно выезжать на дороги, стоит «прокачать» и содержимое багажника. Из обязательного в нём должны быть щётка для снега со скребком для льда. Первую стоит выбрать мягкую и не слишком большую, второй — с эластичной рабочей кромкой, меньше царапающей стёкла. Кроме того, зимой не лишним будет возить с собой хороший буксировочный трос, перчатки и фонарик.
В качестве дополнительной страховки опытные водители ещё кладут в багажник провода для «прикуривания» аккумулятора и лопатку — лучше складную, на случай, если колёса застрянут в сугробе. Владельцам дизельных машин может пригодиться антигель для топлива, а «антилёд» поможет быстро очистить стёкла. Про размораживатель замков мы уже говорили, а бумажные полотенца в «бардачке» — все ещё лучшее средство от запотевания окон. Да, и не забудьте положить в салон коврики по сезону — способные удерживать большое количество воды и снега с обуви.
И напоследок совет, не относящийся напрямую к подготовке автомобиля. Если вы ездите за городом, на зиму положите в багажник комплект тёплых вещей. Чтобы, случись авария или поломка, не замёрзнуть в ожидании помощи.